В нашей культуре жаловаться — это норма жизни. В отличие от американцев и части европейцев, мы в ответ на вопрос «Как дела» обычно начинаем повествование о своих проблемах.

При этом любой здравомыслящий человек согласится, что жаловаться и ныть — это не конструктивно. Безусловно, пытаться подавлять или держать в себе негативные эмоции — это вредно (об этом напишу когда-нибудь отдельно). Но всему должно быть свое место и свое время.

Также очевидно, что человеку, выслушивающему чужие жалобы и нытье, от этого нет никакой пользы, зато есть вред. Почему это так?

По природе своей люди (кроме психопатов в клиническом смысле этого слова) эмпатичны. Эмпатия — это способность со-переживать в том смысле, что мы способны почувствовать (иногда говорят — считать) эмоциональное состояние человека, с которым мы взаимодействуем. При этом мы автоматически «впадаем» в такое же состояние и оказываемся с нашим визави «на одной волне».

С эволюционной точки зрения для выживания нас как вида социальных (стадных/стайных) животных это очень полезно. А вот для отдельного человека это полезно только если он со-настраивается с тем, кто находится в хорошем расположении духа. А если наш собеседник в плохом настроении?

Тогда выходит, что вдобавок к своим собственным негативным эмоциям (которые выполняют для нас полезную функцию) мы получаем порцию (иногда громадную) чужих неприятных переживаний. Они становятся частью нашего психического мира, и наша психика вынуждена тратить ресурсы на их переработку. Итог: пользы ноль, а ресурс — потрачен.

А что же в это время происходит с тем, кто жалуется? Сначала ему закономерно становится лучше — просто от того, что он(а) дал(а) выход своим негативным эмоциям. А если еще и сочувствие получил(а) в ответ — вообще замечательно!

К сожалению, это улучшение всегда временное. Люди, которые имеют привычку жаловаться, обычно при этом не имеют привычки/навыка/желания что-то ДЕЛАТЬ для решения своих проблем. Поэтому облегчения хватает до следующего раза, который наступает очень быстро — проблема-то ведь не была решена!

И вот она, ирония ситуации: в долгосрочной перспективе пользы от выслушивания жалоб нет ни для слушателя, ни для жалобщика!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *